ИМЦ Колпинского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Колпинского района Санкт-Петербурга

Физика

28 мая 2018

              Рулева Татьяна Борисовна, учитель физики ГБОУ гимназии № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга

1.     Статья «Творческие уроки»
   Какие бывают уроки? Ответ учителя и ученика на этот вопрос будет разным. Учитель перечислит уроки по изучению нового материала, его закреплению, повторению, обобщению, контролю. А ученик назовет уроки какскучные, интересные, хорошие, необычные. А я хочу остановиться на особом типе урока – творческом.
   Физика и творчество это совместимые понятия или нет? Конечно, да. На таком уроке ученики изобретают, исследуют, создают для себя новый образовательный урок.
   Рассмотрим порядок разработки творческого урока. Сначала учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Затем происходит определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. После  разрабатывается  идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. На следующем этапе подготовки учитель отбираются такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Необходимо к планируемым  творческим продуктам учеников заранее подбирать культурно-исторические аналоги. И наконец, переходим к структуре урока, где обязательно надо учесть смену контрастных видов деятельности учеников. Например, в начале урока 10 минут проходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа), затем формулируется задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает названную проблему («тихая» индивидуальная работа), далее ученики в течение 10 минут выступают перед друг другом или в группах со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность). В завершающие 5 минут происходит письменная работа или рефлексия — каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился («тихая» индивидуальнаядеятельность). (См. полный текст статьи «Творческие уроки» >>).

2.   Технологическая карта
Разработала учитель физики ГБОУ гимназии № 402   Рулева Татьяна Борисовна

Тема урока: «Давление. Единицы давления»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и острием наружу, набор грузов, емкость с песком, динамометр, кнопка, дощечка, пластилин
Номер  урока в общей теме: Урок №1 из 20- ти по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Цель урока: Сформировать понятие давления. Определить способ нахождения давления
Задачи урока:
Образовательная – сформировать представление о давлении, помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная – создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Деятельностная: формировать у учащихся способности находить причину своих затруднений.
Содержательная: Закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия
и скорректировать при необходимости. (См.  полный текст "Технологическая карта" >>)

1.  Статья "Рейтинговая система учета знаний учащихся на уроках физики"  (.pdf, 129K)
Зверев Владимир Анатольевич (Санкт-Петербург, школа № 258)

2.  Статья "Формирование навыков учебного труда учащихся на уроках физики" (.pdf, 116K)
Зверев Владимир Анатольевич (Санкт-Петербург, школа № 258)

3.  Учебники и пособия. Рекомендованные и допущенные УМК  (.pdf, 628K)