ИМЦ Колпинского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Колпинского района Санкт-Петербурга

Биология

02 августа 2017

1. 29.01.2013 Педагогическая студия "Технологии деятельностного типа в практике работы учителя"

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Не случайно в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, требующий от учителя применять в организации учебного процесса новые образовательные технологии деятельностного типа. Этим вопросам и была посвящена педагогическая студия для учителей химии и биологии, проведенная на базе ГБОУ лицея № 273.
С приветственным словомк участникам студии выступила заместитель директора по УВР Раусова Ирина Николаевна. Она рассказала о системе работы методического объединения учителей естественно-научного цикла и о проектах и экспедициях, в которых участвуют учащиеся школы и их достижениях.
В лицее накоплен большой опыт проектной и исследовательской деятельности учащихся, что нашло отражение в проведенных мастер-классах по теме «Количество вещества» - учитель Т.А.Чуйкова, «Интегрированный урок – Что у нас на завтрак?» - учитель Дорохина Л.М., «ПроектБалтийское море» - учитель Архипова Е.В. , «Создание школьных презентацийи методика их использования в преподавании естественных наук» - учитель Нестерова И.А., «Метод проектов, как технология деятельностного типа, в урочной и внеурочной деятельности» - учитель Минеева Н.К.

Методисты ИМЦ - Жуланова Т.Б. и Фомичева Н.А. остановились на принципах построения обучения в деятельностном подходе, классификации технологий деятельностного типа и раскрытии их значимостидля построения образовательной среды в свете новых требований ФГОС.

«Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас. Современному миру нужны яркие личности, нужны талантливые учителя. Серость порождает серость. Огонь зажигает огонь». (Анатолий Гин*)
Концепция модернизации российского образования определяет цели образования на современном этапе. В ней подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
В современном обществе, когда происходит систематическое обновление знаний и увеличивается объем информации, учитель должен заниматься не простой передачей знаний, а формированием у учащихся качеств, которые обеспечат успешность личностного и профессионального роста подрастающего поколения.
Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея богатый багаж знаний, не умеют выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не умеют применять свои знания в близких к реальным ситуациях. (По исследованиям PISA)
Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.

2. Анализ итогов районной контрольной работы по биологии в 9 классах. Февраль 2012 г.

 В феврале 2012 г. согласно годовому плану Отдела образования во всех школах района по текстам ЦПКС ИМЦ была подготовлена и проведена районная контрольная работа по биологии в 9 классах, по теме «Основы генетики ». Подобная по структуре работа проводилась в этих же классах (бывших тогда 8-ми) в прошлом 20101году. Работу не писали в школе № 400,так как в этом году в школе нет 9-х классов.
Цель работы - Установление соответствия качества знаний учащихся Федеральному Государственному Стандарту общего образования по биологии.

                   Содержание работы
Работа составлена в форме теста на два варианта, включала задания из трех частей, часть А  10 вопросов (где необходимо выбрать один верный ответ), частьВ– 3 задания: 1- на знание  генетической терминологии, 2- на установление соответствия характеристик генетическим законам, 3-  на понимание различий разных типов изменчивости и умения приводить примеры;  и часть С – на умение правильно оформить и решить задачу на моногибридное скрещивание.  Оценивалась работа по 20 бальной системе. За задания части А максимальный балл – 10, за задания части В максимальный балл – 7 (3+2+2 балла ), за задание части С максимальный балл - 3. Оценка выставлялась по следующей шкале:  20 – 18 баллов – 5;  17 – 13 баллов – 4;  12 –  9  баллов – 3;  8   и   менее  –  2 .

При выполнении задания  части С  учащиеся должны были проявить не только предметные знания  по генетике , но и надпредметные умения выделять главное, переводить словесную информацию и в буквенную символику, выполнять вычислительные операции, логически мыслить.

Итоги контрольной работы

Всего выполняли работу  -  444 человека ( сдавали на проверку только один класс от школы)  (в прошлом году 446 чел.)
Наибольшее  количество написавших работу в школах  №: № 258 - 26 чел., № 401 – 25 чел., № 402 - 27 чел., № 451 - 28 чел., № 523 - 25 чел., № 589 - 25 чел., № 621 – 25 чел.
Справились с работой на  «отлично» -  57 чел., что составило 12% (в прошлом году - 20 чел., что составило  4,5%)
Выше районного результаты в школах: № 258 – 31%, № 273 - 21%, № 402 – 26 %, № 446 - 50%, № 420 – 22 %, № 404 – 21 %, № 455 – 26 %, № 273 - 21%, № 588 - 26%
Нет выполненных без ошибок работ в школах №: № 454,№ 456, № 520, № 648, № 452, № 523, № 465 Справились с работой на «4» и «5» - 307 чел., что составило 69% (в прошлом году 192 чел.,  % качества знаний составил  43%)
Выше районного результаты в школах: № 621 – 88%, № 273 - 92%, № 588 - 89%, № 402 - 81%, № 401 - 80%, № 467 - 65%, № 446 - 94%, № 452 – 91%, № 467 – 82%, № 523 – 88%, № 465 – 75%, № 455– 95%
Ниже районного уровня результаты в школах: № 454 - 6%, № 648 – 13%, № 589 - 24%, № 461 – 37%, № 456– 39%
Не справились с работой  -  19 чел., что составило 5% (в прошлом году - 65 чел.,  что составило 15%  учащихся.)
Больше учащихся, не выполнивших работу в школах: № 454 (24 %),  № 456 (13 %), № 648 (40 %)..
Справились с заданием части А (от 7 верных ответов ) – 394 чел.,  89% (в прошлом году  280 чел., что составило 63%).
Лучше результат в школах № 258 – 89%, № 273 - 100%, 401 – 67%, 404 – 96%, № 446 – 86%, 454 – 69%, 455 – 100%, № 465 – 75%,№ 467 – 96%, № 476 – 79%, 523 – 100%, 588 – 65%, 621 – 71%, № 648 – 75%.
Не справились с заданием части А ( менее 6 верных ответов ) –  50 чел., что составило – 11% (в прошлом году - 31 чел. - 29%)

Учащиеся успешнее справились с вопросами на знание  генетической терминологии, знание формулировок генетических законов.  Традиционно наиболее трудными являются вопросы требующие умения рассчитать результат скрещивания и определить тип гамет по известному генотипу особи. Так на вопрос № 10 во  2 варианте  «Какие  типы гамет образует организм с генотипом  ААВВСС ?»  дали правильный ответ только  – 12 % учащихся.

Справились с заданием части В-1 391 чел. (88%учащихся).
Не справились с заданием части В-1 53 чел. (12% учащихся).

В данном задании необходимо было вставить биологические термины в текст по генетике. Результаты проверки показали, что ученики хорошо справились с этим заданием.

Справились с заданием части В-2  422 чел.  (95%учащихся).
Не справились с заданием части В-2  22 чел. (5% учащихся).

В данном задании необходимо было установить соответствие между генетическими законами и их характеристиками. Результаты свидетельствуют о хорошем знании учащимися законов генетики и умеют видеть различия. 

Справились с заданием части В-3 - 403 чел. (91%учащихся).
Не справились с заданием части В-3 - 41 чел. (9% учащихся).

В данном задании необходимо было установить соответствие между типами изменчивости  и их примерами. Результаты свидетельствуют об умении учащихся  приводить примеры разных типов изменчивости в природе. 

Справились с заданием части С (от 2 баллов ) – 180 чел. (41% учащихся).
Без ошибок выполнили задание только  7% учащихся.

Лучше результат в школах № 258 , № 273 , № 456, № 404 ,№ 446 ,№ 455, № 401, № 621 .
Не справились с заданием части С ( менее 1 бала ) – 264 чел., (59%).
Значительно ниже районного результат в школах № 451, 402, 454, 461, 467, 523, 589 .

Результаты проверки заданий части С показали, что большинство учащихся владеют генетической символикой, умеют переводить словесную информацию в буквенную символику, умеют логически мыслить. Основные ошибки учащиеся допускают при выделении главного, в оформлении  задачи и в ходе ее  решения.

Средний балл по району –  3,8 (3,3 балла в прошлом году)
Выше районного баллы в школах №  258, 273, 588, 402., 401, 446, 420, 455.

Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Качество знаний учащихся 9 классов по теме «Основы Генетики» соответствуют  Федеральному Государственному Стандарту общего образования по биологии.
2. Результаты контрольной работы хорошие, значительно лучше, чем в прошлом году. Учащиеся приобретают навык выполнения  проверочных работ в формате ЕГЭ.
3. Учащиеся по прежнему  лучше справляются с заданиями части А (89%) и В (91% ).слабее с заданиями части С (41% ) .
4. Учителя мало уделяют внимания заданиям практико-ориентированного   характера., вопросам требующим систематизации и обобщения изученного.
5. Объективными причинами не высоких  показателей в некоторых школах можно считать следующее - Работа требовала повторения изученного, а времени на это не было.
- Во многих школах работу писали учащиеся из коррекционных классов, а работа не носит    дифференцированный характер.
- Тестовый контроль осуществляется учителями по итогам изучения отдельных тем и не в формате требований  ЕГЭ.
- Предмет считается не обязательным для сдачи экзамена и у большинства учащихся слабая  мотивация к изучению предмета на уровне требований ЕГЭ.

Общие рекомендации и предложения:
< Администрации ОУ включить в годовой план внутришкольного контроля проведение работ по биологии в виде тестов аналогичных заданиям ЕГЭ.
< Учителям в системе осуществлять контроль знаний  учащихся, используя тестовые задания аналогичные  заданиям ЕГЭ, уделять больше внимания систематизации и обобщению изученного.
< На заседаниях  ШМО обсудить результаты анализа контрольной работы.
                                   Сравнительные диаграммы (.xls, 82K)

3. О преподавании курса биологии в школе в 2011-2012 учебном году

Левашко Е. В. (старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования СПбАППО)
Школьный курс биологии является важным звеном в общей системе образования. Он способствует становлению знаний о живой природе, которые служат основой для формирования научной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры. Курс биологии дает представление о здоровом образе жизни, о необходимости гармонии человека с природой, обществом, самим собой. Т.о. биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 2011/12 учебном году цели и задачи биологического образования определены в соответствии со следующими нормативными документами:
<  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г № 1312)
<  Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г № 1089)

Необходимый уровень общеобразовательной биологической подготовки определяется следующими документами:
<  Закон РФ «Об образовании»,
<  Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Биология.
<  Требования к уровню подготовки выпускников.
<  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология.
                                    Полный текст рекомендаций (.doc, 48K)

4. Требования к учебному кабинету

Т. Б. Жуланова, методист ИМЦ
Учебные кабинеты открывают неограниченные возможности совершенствования методов обучения и воспитания. Организация в школах учебных кабинетов способствует повышению культуры работы учителя, его квалификации, качества знаний учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Согласно инструкции о паспортизации учебных кабинетов введен единый паспорт кабинета и определен порядок паспортизации.
Требования к паспорту кабинета.
1. Общие положения.

  • Ф.И.О. заведующего кабинетом;
  • Ф.И.О. учителя, работающего в кабинете;
  • дата организации кабинета;
  • план работы кабинета (на учебный год);
  • актив класса;
  • перечень и нормы комплектации кабинета;
  • оборудование учительского стола (демонстрационного), рабочих (ученических) мест;
  • схема электроосвещения; сигнализации (информатика);
  • схема автоматического управления и приспособления для установки ТСО;
  • план эвакуации учащихся;
  • перечень противо- пожарного инвентаря;
  • наличие медицинской аптечки;
  • акт-разрешение на эксплуатацию кабинета;
  • журнал учета инструктажей по технике безопасности.

2. Количество учебно-наглядных пособий (по форме).
3. Аудиовизуальные средства (портреты, плакаты, видеофильмы, электронные учебники, слайды).
4. Наличие ТСО (по форме: наименование, № по инвентарной книге, исправны, неисправны);
5. Наличие тематической картотеки (по классам и разделам).
6. Наличие учебно-лабораторного оборудования (по предметам естественно-математического цикла); наличие лингафонного оборудования (в кабинетах языковых дисциплин).
Порядок паспортизации кабинетов.
1. Паспорт вручается заведующему кабинетом администрацией школы после утверждения его районным отделом образования, а также по результатам смотров (районных) кабинетов.
2. При выдвижении кабинета на получение паспорта учитывается:
<  соответствие кабинета комплектованию кабинета учебно- наглядными пособиями
согласно нормам и перечню комплектации;
<  создание условий для систематического применения ТСО;
<  эстетика оформления в соответствии с современными требованиями;
<  состояние и учет хранения учебного оборудования и подготовка его для использования на занятиях.